Догмат Рождества таков: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы…»? И эта догма не только устанавливает границу между двумя мирами, но и в целом их уточняет.
У человека появилась возможность спастись. Но для того, чтобы это спасение свершилось, было необходимо, чтобы Бог сам спустился к нам как Человек, и взял на себя, агнца Божия, грехи мира, то есть наши грехи.
Мне как то давно рассказывали, что когда в Индии аборигены боролись с англичанами, Ганди постился три недели. Ганди страдал за своих, иссох, брал на себя их грех, чтобы искупить его
... Читать дальше »
Статья знаменитого антрополога, посвященная новогоднему персонажу
От редакции журнала Philosiophie
Почему нам так хочется, чтобы дети верили в Деда Мороза (в Пэр-Ноэля, как называют его французы)? Замечательный ответ на этот вопрос дал знаменитый французский антрополог Клод Леви-Стросс.
Ученый подумал: а что если индейцы из западной части Америки с их верой в дух мертвых помогут нам разобраться в механизме функционирования Пэр-Ноэля? Ответ на этот вопрос Клод Лев
... Читать дальше »
Сейчас многие констатируют кризис культуры, и если мы примем это как факт, то неизбежно придём к выводу, что нам необходима новая эстетическая парадигма. Фридрих Ницше говорил, что «существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен». Но что будет находиться на вершине культурной пирамиды? Возможно ли в наши дни эстетическое изображение абсолютного? Безусловно, оно возможно, если культуры и искусства вступят в международный диалог. Известный историк Арнольд Тойнби выявил диалогическую сущность развития культуры. Культуры не являются замкнутыми на себе организмами, каждая культура обладает своей истиной и является одной из ступеней на пути реали
... Читать дальше »
Акцентация образования на практическое использование приобретаемых знаний в ущерб фундаментальным знаниям приводит современного человека к паранаучным концепциям
С точки зрения известного американского исследователя Джеральда Холтона в Америке конца ХХ - начала XXI веков не наука, а религия остается наиболее влиятельной силой как в частной, так и в общенациональной жизни. Около одной трети взрослого населения США верит в воскрешение, более половины - в возможность повседневных чудес. 58% американцев уверены в существовании экстрасенсорного восприятия. Подобные факты свидетельствуют, что мировоззрение современного человека раздвоено, в нем мирно сосуществуют научные знания и вера в ч
... Читать дальше »
«Снежная Королева» — трогательная добрая сказка-притча. Девочка Герда ищет своего названного брата Кая. Мальчика унесла Снежная Королева. После тяжких мытарств Герда находит брата во дворце Королевы. Слезами Герде удается растопить лед сердца Кая, он снова становится прежним. Уже взрослыми Кай и Герда возвращаются домой — таков сюжет.
Вся эта «сказочная» история имеет серьезную религиозную подоплек
... Читать дальше »
«Девая днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп неприкосновенному приносит. Ангели с пастыри славословят. Волсви же со звездою путьшествуют. Нас бо ради родися отроча младо - Превечный Бог». Такой кондак поется празднику Рожества Христова в Русской Церкви. В этом высокоторжественном празднике - как в фокусе сконцентрирован смысл всего христианского учения. А раз мы - христиане, то это суть нашей судьбы. Но мы не просто какие-то абстрактные «христиане», живущее непонятно когда, непонятно где. Мы - христиане русские, живущие в современной нам России. Чтобы быть сознательными участниками нашей судьбы, мы должны уяснить себе - где мы живем, как мы живем и как мы относимся к моменту и месту величайшего события в истории человечества - к Рожеству Христову. Это ставит вопрос о православном понимании пространства и времени и соотношении этого понимания с нашим
... Читать дальше »
Светися, светися, Новый Иерусалиме! Мы точно знаем теперь то сладкое избранное место, где соберутся народы встречать тебя
Русское Православие - множество духовных миров, рядом с нами, в нас, сквозь нас. Особый ритм, который сбивает обыденное, вовлекает в иное. Сейчас удивительное время. На прошлой Страстной неделе каждый день был не простым, но великим. Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда, Великий четверг, Великий пяток, Великая суббота...А в Светлое Воскресение Христово солнце пляшет на небе, православное наше солнце, и как пляшет... Каждый из Великих дней - больше года, больше века, больше вечности. Он вбирает в себя таинство, которое длится всегда, которое было всегда, ко
... Читать дальше »
При сочетании слов «Православная цивилизация» перед глазами предстает множество храмов, блеск свечей, слышатся малиновый колокольный звон и раскатистые песнопения. Верно ли такое представление о Православной Цивилизации? Разумеется, оно – верное, ибо в самом деле центром каждой общины на Руси с давних пор был сияющий золотом храм. Но вот полное ли оно? Вера, замкнутая в соборах, но бросающая на остальную жизнь народа лишь редкие отблески. Люди чувствуют себя православными, только лишь ступая на ступени храма, и теряют это чувство, сходя с них. В них вцеп
... Читать дальше »
Mundus Imaginalis–
промежуточный мир, находящийся между божественным и человеческим. Это
место встречи человека и Бога. В суфизме, в частности, в школе Ибн Араби, существует специальный термин для обозначения Mundus Imaginalis– это «алам аль - хаял». В нео-зороастрийском платонизме Сухраварди
Mundus Imaginalis(алам аль-мисал) также называется «Небесной Землёй
Хуркальи», миром, принадлежащим плану ангелологии. Мы способны обрести
подлинное знание – знание, которое, согласно Анри Корбену, представляет
собой «онтологическое «озарение», усвоение таких объектов «изнутри
себя», или, вернее, от существа бо
... Читать дальше »
Однажды наступает срок, когда кормчий вселенной удаляется и отходит на свой наблюдательный пост, предоставляя космос самому себе. Мы подошли к точке, когда катастрофа уже неизбежна: теперь не боги управляют миром, а мир стал своим собственным правителем, и, как совершенно справедливо заключает Платон, при этом он не избегает бессилия и удаления от своего изначального совершенства. Ушли не только боги, но и короли – их земные наместники. «Время королей прошло: что сегодня называется народом, не заслуживает королей», - писал Ницше. Но какова же истинная причина катастрофы, спросим мы? Прежде дадим слово Плато
... Читать дальше »