ORDER OF VICTORY "Nemo oblivioni tradita est, nihil oblivioni tradita est" (2012) (CASUS BELLI MUSICA) Ты возникаешь естественней вздоха,
крови моей клокотанье и тишь,
и я Тобой становлюсь, Эпоха,
и Ты через сердце моё говоришь.
Ольга Берггольц
Для каждого воронежца памятник Славы, расположенный на границе с Северным жилым районом, стал тем особым местом, с которым прочно связана какая-то частичка его земной жизни. Молодожёны, красавицы-невесты в белых платьях и юноши в новеньких костюмах, приезжают сюда и возлагают цветы к солдатским могилам. Малыши-несмышлёныши весело бегают рядом с Вечным Огнём и сотнями имён солдат, высеченными в граните. Каждый год, в раннее летнее утро 22 июня, в траурный день начала Великой Отечественной войны, сюда приходят люди и зажигают свечи памяти. 9 мая, в День Победы, памятник весь утопает в цветах и тут же, вместе с весенними тюльпанами, стоят поминальные стопки с водкой, накрытые ломтиками чёрного хлеба. 7 мая 2009 года у памятника Славы был перезахоронен прах генерал-майора Александра Ильича Лизюкова, чьё имя носит одна из городских улиц. Соседний Северный район, что крайне символично, стоит на древних скифских и сарматских курганах, где археологи обнаружили множество великолепных вещей, некоторые из которых впоследствии оказалась в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Памятник Славы — это перекрёсток времён, ибо незабываемое прошлое здесь встречается с будничным настоящим, устремляясь в неведомое и, на что очень хочется надеяться, счастливое грядущее.
Альбом мартиал-неофолк проекта Order Of Victory (Орден Победы) попал в мои руки, что также символично, в самом начале февраля 2013 года, в славный год семидесятилетия Сталинградской битвы. А за несколько дней до этого, 27 января, Россия вспоминала подвиг Ленинграда, чья страшная Блокада была окончательно снята в 1944 году. На чёрно-красной картонной обложке я увидел наш, знакомый каждому с детства, памятник Славы — павшего солдата с запрокинутой назад, к земле, головой и автоматом ППШ, намертво зажатым в руке, и юную мать, кормящую грудью дитя. Но особенно порадовало то, что альбом был задуман, создан и записан в 2012 году в моём родном городе. Order Of Victory — это дуэт, участниками которого являются мои земляки, товарищи Шилов и Воинова. Альбом был выпущен независимым и весьма симпатичным российским лейблом Casus Belli Musica , чьи отменно оформленные релизы охватывают pagan-black metal, ritual, darkwave, dark ambient и вот теперь, что радует как никогда, martial industrial и neo-folk. Это, несомненно, удачное и многообещающее начинание.
Название альбома проекта Order Of Victory говорит само за себя — «Nemo oblivioni tradita est, nihil oblivioni tradita est» — «Никто не забыт, ничто не забыто». Эти слова поэтессы, «блокадной музы» Ольги Берггольц стали всенародным и подлинно интернациональным «символом веры», ибо в них сама Память сурово и открыто говорит с нами. Товарищ Шилов, в миру Алексей Шипилов, известен также как лидер electro-goth проекта Cold Design. Однако Order Of Victory стал персонально для него переломным. Прежде всего потому, что это глубоко личностная и честная работа, ибо невозможно лгать, когда создаёшь посвящение Войне и всем тем, кто прошёл через неё. Здесь не может быть никаких «лубочных» фантазий и иже с ними, ибо Войну нужно лично пропустить через себя, буквально прочувствовать её всеми фибрами своей души. Да и как можно солгать, если почти в каждой русской семье есть солдаты — не вернувшиеся с фронта или те, кто пришёл домой победителями, с наградами на груди? Невозможно лгать пожелтевшим от времени фотографиям дедов в гимнастёрках и фронтовым письмам-треугольничкам. И Алексей, когда я разговаривал с ним, говорил именно об этом — о Памяти, к которой порой мы относимся неуважительно и непростительно-равнодушно. «Nemo oblivioni tradita est, nihil oblivioni tradita est» посвящён нашим дедам, прошедшим через Первую Мировую войну, Гражданскую, советско-польскую, дрался на Халхин-Голе и на озере Хасан, потом воевал в заснеженной Финляндии и в 1941-1945 годах прошёл с боями от Москвы и Сталинграда до Берлина и Праги. Восемь композиций альбома охватывают исторически-знаковый период с 1914-го по 1945-й годы, когда короткий мир нарушался вскоре новыми выстрелами, взрывами и криками умирающих. В необычно оформленной бумажной вкладке с текстами, стилизованной под фронтовую газету, обозначены даты войн, в которых сражался, не щадя живота своего, и умирал русский солдат. Концептуально все пьесы связывают их в единую панораму Русской Войны. Открывает альбом пронзительная «Молитва (Пролог)», где звучит стихотворение гения Серебряного Века, поэта-воина Николая Степановича Гумилёва:
Солнце свирепое, солнце грозящее,
Бога, в пространствах идущего,
Лицо сумасшедшее,
Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее!
Вторая композиция «Рабочий» — это снова благородно-чеканные гумилёвские строчки:
Пуля им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
В идущей следом пьесе «Колыбельная для ангелов», где каждая строка обливается живой человеческой кровью, рассказывается о русских военнопленных в польском концлагере Тухоли, где, как пишут свидетели, «имелось множество участков, «на которых земля проваливалась под ногами, а из неё торчали человеческие останки» (Николай Малишевский «Был ли польский Тухоли лагерем смерти для русских?»). «Кровь погибшего лета и горькие слёзы зимы» — это бои на Халхин-Голе и на Хасане, сменившиеся советско-финской «зимней» войной с её тяготами, неудачами и трагедиями. «Белый танец Смерти», следующая композиция, открывающаяся исторической речью наркома Вячеслава Молотова о начале Великой Отечественной войны, это затихающее вдали эхо выстрелов финской зимы и багрово-чёрные от дыма, копоти, пепла и крови снега 1941 года, когда шли тяжелейшие бои на подступах к Москве. «Артобстрел» — это сгусток боли, ужаса и, в то же самое время, жизни, ибо даже в аду орудийной канонады, когда вокруг корчится земля и гибнет всё живое, люди в окопах продолжают оставаться людьми. «Цитадель», предпоследняя пьеса, несомненно, шедевр, ибо в ней товарищ Шилов талантливо и экспрессивно рассказывает об операции «Цитадель», которая вошла в мировую историю как битва на Курской Дуге. Замечательная военная поэзия и столь же наступательная музыка великолепно рисуют образ танкового апокалипсиса, когда мощь гитлеровской брони была смята, сожжена, сокрушена и обращена в груды мёртвого металла. Я сравнил бы её только с поэзией поэта-фронтовика Сергея Сергеевича Орлова (1921-1977), автора знаменитого стихотворения-реквиема «Его зарыли в шар земной» и названного современниками «рыцарем в танковом шлеме».
Металл сгорел, и пусто в чёрной башне,
Перегородки выплавил огонь.
Пусть день назад он шёл вперёд бесстрашно, –
Прямым ударом раскрошило бронь.
Завершает альбом очень искренняя и по-настоящему человечная композиция «Надежда», где Алексей говорит о ветеранах, которых мы, ныне живущие, нередко преступно предаём и как-то паскудно, исподтишка, оскорбляем их ратный подвиг и награды. Историю ныне стало «модно» переписывать и потому неудивительно, что появляются сопливые недоучки-выродки, глумящиеся в Интернете над «совками» и над тем, что, мол, «деды воевали». Но «Надежда», преклоняющаяся перед стариком-ветераном, не щадит их словоблудие и глупость, возведённую в некую «добродетель». Наверное, как никогда полно смысл внутреннего послания этой пьесы передаёт отрывок из рассказа русско-советского писателя Евгения Носова «Красное вино Победы» о деревенском парне, солдате Иване Копёшкине, умершем от ран 9 мая 1945 года:
«Тишину нарушил Саенко. Он встал, допрыгал до нашей с Копёшкиным тумбочки и взял стакан.
– Зря-таки солдат не выпил напоследок, – сказал он раздумчиво, разглядывая стакан против сумеречного света в окне. – Что ж… Давайте помянем. Не повезло парню… Как хоть его звали?
– Иваном, кажется, – сказал Саша.
– Ну… Прости-прощай, брат Иван. – Саенко плеснул немного из стакана на изголовье, на котором ещё только что лежал Копёшкин. Вино густо окрасило белую накрахмаленную наволочку. – Вечная тебе память.
Оставшееся в стакане вино он разнёс по койкам, и мы выпили по глотку. Теперь оно показалось таинственно-тёмным, как кровь.
В вечернем небе снова вспыхивали праздничные ракеты».
И именно в этом самая большая заслуга Order Of Victory, ибо им удалось сохранить Память о Войне и честно (а иначе нельзя!) донести её до нас. Европейцы, ознакомившиеся с альбомом «Nemo oblivioni tradita est, nihil oblivioni tradita est», отреагировали на него, конечно, неоднозначно, а то и вовсе с нескрываемым раздражением, ибо «неканонический» мартиал-неофолк, посвящённый Русскому Солдату и его Войне, как выяснилось, не совсем вписался в «каноны» жанра, где преобладает, как правило, «тевтонско-прусская» или же «итальянско-римская» образность, тематика и соответствующий взгляд на исторические события. И это тоже Память, напоминающая о себе и бередящая раны, генетически заложенные в подсознание поколений. А если эти раны болят, то значит в нас ещё не умерли совесть, сострадание и человечность. Мы помним, мы верим, мы надеемся. Спасибо Вам, товарищи Шилов и Воинова! Спасибо, Order Of Victory!
Мы выйдем без цветов,
в помятых касках,
в тяжёлых ватниках,
в промёрзших полумасках,
как равные - приветствуя войска.
И, крылья мечевидные расправив,
над нами встанет бронзовая слава,
держа венок в обугленных руках.
Ольга Берггольц «Ленинградский дневник»
8 февраля 2013 года, г. Воронеж
Алексей ИЛЬИНОВ
Воронежское региональное отделение партии «ЕВРАЗИЯ»,
«ЕВРАЗИЙСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФАЛАНГА»
|